worldenddominator (juan) wrote,
worldenddominator
juan

Categories:

Китай: цена вопроса

В Китае дешево почти все, но не все. Есть две вещи, которые будут съедать значительную часть бюджета: транспорт и входные билеты. На транспорт у меня ушло больше 55% денег, то есть он на голову дороже всего остального вместе взятого. При этом сами по себе цены по сравнению с Россией и Европой низкие, но из-за больших расстояний в сумме набегает много.
1 китайский юань - 5,3 рубля, для простоты я умножал в уме на 5.

Авиаперелеты в Китае весьма специфичны. У китайцев своя система, где хранятся брони (не Амадеус итп) и другая стратегия формирования цен. Если обычно ближе к вылету цены растут до небес, здесь наоборот предоставляются скидки. Базовая цена перелета между двумя городами у всех авиакомпаний фиксирована (коммунизм же), она весьма конская (в районе 10000 рублей за 2 часа полета), на нее накладываются скидки, самая большая, что я видел - 75%. Так я купил билет Чунцин-Гуанчжоу за примерно 2000 рублей. Получается, главное - успеть взять билет со скидкой, пока места вообще еще есть. Билеты с китайскими скидками можно купить на сайте elong.net.
Железнодорожные вокзалы в Китае поражают воображение своими масштабами. По многим направлениям ходят скоростные поезда (до 300 км/ч), стоимость проезда в которых, деленная на километр, примерно равна цене плацкарта РЖД. С поездами мне не везло: из трех поездов я опоздал на два. В третий раз я приехал не на тот вокзал - в билете было написано "Чэнду", вместо "Чэнду северный вокзал". Почему-то все скоростные поезда отправляются с восточного вокзала, кроме трех утренних в Чунцин. К счастью, билет удалось поменять в кассе без доплаты и уехать через час. А вот из Гуанчжоу пришлось уезжать на автобусе. Теоретически билеты можно покупать в интернете (на вокзалах есть устройства для распечатки электронных билетов) и в автоматах, но автоматы просят приложить китайский ID, так что иностранцам приходится идти в кассу. Все места в поездах заняты, билеты желательно покупать накануне. Контролеры проверяют билеты на входе в вокзал и перед входом на перрон, а не у вагона.
Автобусы - самый дружественный к иностранцам вид транспорта. На вокзалах нет нескольких кордонов контроля, билеты покупаешь там же, откуда едешь, на маленькие расстояния можно билеты не покупать заранее. На большие расстояния ходят спальные автобусы с узкими двухъярусными кроватями. Примерная цена проезда: Куньмин - Шангри-Ла, 13-14 часов, 212 юаней; Шангри-Ла - Лицзян, 4 часа, 61 юань. Со времен выпуска Lonely Planet 2011 года цены выросли раза в полтора, но в Бразилии и Аргентине все равно подороже.
По городу можно передвигаться на такси или на общественном транспорте. Такси в Китае дешевое, в зависимости от города порядка 8-10 юаней за первые три километра, дальше 1.8 - 2.4 юаня за километр, ночью на 30% дороже. Поездка на 10 километров обойдется рублей в 200. У вокзалов и достопримечательностей таксисты могут отказаться везти по счетчику, тогда либо скрепя сердце переплачивать, либо идти подальше на широкую дорогу. Нужно выписывать адреса на бумаге или показывать на карте города.
Такси - самый быстрый транспорт, но если ездить только на нем, деньги будут незаметно утекать. Плюс пользование общественным транспортом - само по себе бесценный опыт. Проще всего с метро. В крупных городах (от 10 миллионов населения) последние лет 10 активно строят метрополитены. Они все выглядят примерно одинаково, названия станций и надписи продублированы на английском, ездить одно удовольствие. Билеты нужно прикладывать к турникету на входе, а на выходе турникет из забирает. В Гуанчжоу и Шэньчжэне используются сенсорные жетоны, в остальных городах - карты. Цена проезда - от 2 до 9 юаней, в зависимости от того, сколько остановок ехать. В больших городах проехать 25 остановок может быть в порядке вещей.
Городские автобусы - для продвинутых пользователей. Цена смешная - 1-2 юаня. Оплата наличным водителю, нужно кинуть деньги в коробку возле руля (без сдачи). На остановках обычно указан список маршрутов, для каждого маршрута - полный список остановок, где выделена текущая. Интервал движения не указан. Все надписи только на китайском. В некоторых автобусах объявляют названия остановок (по-китайски). Лучше заранее в путеводителе выяснить, какой номер автобуса нужен, но всегда проверять на месте. Единственное исключение - Лицзян, там на каждой остановке висит карта города и маршрутов, по которой можно проследить, куда едет автобус. Все вышесказанное не касается Гонконга, где все надписи продублированы по-английски.
В сравнении с транспортом расходы на проживание просто смешные. Китай может посоперничать с Таджикистаном в плане дешевизны гостиниц, а по качеству Средняя Азия даже близко не стоит. И не только Средняя Азия, но и Россия, и Европа, и тем более США. Здесь можно за 600 рублей снять двухместный номер со всеми удобствами: душ, туалет, телевизор, столики, две полутораспальные кровати, обязательно будут зубная паста, щетка, расческа, тапки, шампунь. Я не мог поверить, когда на букинге было написано, что площадь номера в Куньминской гостинице - 59 квадратных метров, но это было так. В России у большинства людей квартиры по площади меньше. Именно тогда я осознал, что это Россия перенаселена, а не Китай.
В небольших городах (с населением в районе миллиона) можно снимать гостиницы на месте. В Лицзяне на улице справа от автовокзала гостиницы в каждом втором подъезде, я жил за смешные 80 юаней в день. В больших городах лучше забронировать заранее, чтобы знать, куда ехать, так как вокзалы очень далеко от центра. Выбор гостиниц на agoda.com раз в пять больше, чем на букинге, но при желании можно обойтись и последним.
Еда в южном Китае специфическая. Можно питаться за 20-30 юаней в местных закусочных, но тут как повезет. Может быть большая порция, может не очень. У всех блюд вкус один и тот же - вкус очень острого обжигающего перца. Через некоторое время надоедает. Меню везде только на китайском, при этом названия блюд какие-то непереводимые, я несколько раз их фотографировал и потом пытался перевести по словарю, но ничего не находил, кроме отдельных иероглифов. Лучше искать заведение, где на стенах висят фотографии блюд, и показывать на них пальцем.
Как альтернатива - рестораны подороже. Здесь цена обеда будет 40-60 юаней, но меню понятнее, а еда разнообразнее. Часто к основному блюду бесплатно прилагаются закуски вроде салатов и супов. Стейки в Китае стоят рублей по 250-300, серьезно.
Американский фастфуд в Китае есть повсеместно, причем KFC немного популярнее Макдака. Здесь, как в Америке, в разных регионах цены в Макдаке отличаются. Так, в Лицзяне и Чэнду бигмак стоит примерно одинаково (17 юаней, как в Москве), а меню с ним в Лицзяне - 35 юаней, а в Чэнду - 21. Дешевле всего в Гонконге - меню за 21 гонконгский доллар (1 HKD = 4,2 рубля). Есть также заведения японского типа, с раменом и суши. Хотя китайцы не любят японцев и припоминают им Нанкинскую резню, японских заведений много. И надписи часто дублируются на японском (чаще только на английском). И еще японцам не нужна виза в Китай.
Вход в туристические достопримечательности в Китае стоит недешево. Особенно в провинции Юньнань, самой популярной у китайских туристов и европейских бэкпэкеров. Вход в Каменный лес - 175 юаней. Подняться на гору Нефритового Дракона будет стоить под 400. Вход на разные трэки по горам тоже не бесплатный. В Сычуане подешевле: заповедник с пандами - 58 юаней, Будда в Лэшане - 72 юаня.
В Китае я покупал также множество других интересных вещей, как бы "сувениров":
Набор для игры в маджонг - 100 гонконгских долларов (просили изначально 300).
Колода карт с плакатами времен Культурной революции - 20 юаней (просили 100)
Портрет Мао Цзэдуна - 10 юаней (просили 30)
Отвертка, которой я разбирал ноутбук в надежде его починить - 8 юаней
Клей "Момент" китайский, чтобы заклеить подошву ботинок - 3 юаня, ботинки пережили Гималаи и до сих пор как огурчики
Колода карт со словами сычуаньского диалекта - 12 юаней (китайцы изобретательны на интересные колоды карт)
7 пар носков - 10 юаней (я не мог пройти мимо такой цены)
Блокнот, с помощью которого я общался с китайцами - 1,5 юаня.
Ноутбук Acer Aspire one d271 - 1850 юаней (просили на 100 больше)
Набирать стену текста на клавиатуре без русской раскладки, осознавая, что можешь печатать без ошибок вслепую - бесценно.

Всего я потратил примерно 32500 рубля за 16 дней (не считая 5 дней, когда я не платил за проживание и еду). Из них 53% на транспорт, 21% на проживание (Гонконг-Макао вытянули), 15% на еду и 11% на все остальное. Плюс перелет до Гонконга - 22000. Итого 54500 рублей.


Оглавление | Телеграм | Instagram
Tags: china, money
Subscribe

promo juan october 3, 2014 10:00 5
Buy for 10 tokens
Как и армяно-азербайджанский конфликт, война между Грузией и Осетией является продолжением аналогичной войны, проходившей после первого развала России в 1917 году. Схема хорошо известна и по Югославии: Грузия выходит из состава СССР, а Осетия по аналогии - из состава Грузии. Если Абхазия по…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments