worldenddominator (juan) wrote,
worldenddominator
juan

Тур де Кавказ: описание маршрута

Итак, я вернулся из поездки по Кавказу и даже не получил пулю в лоб. Так что самое время рассказать о том, каков был план, и как все в итоге получилось.
Примерный маршрут я набросал заранее, но планировал действовать по обстоятельствам, так как большую часть расстояний мы преодолевали автостопом, а жестко планировать при таком способе передвижения нельзя.В итоге мы проехали около 3500 километров автостопом и еще около 700-800 общественным транспортом и посетили даже больше, чем я предполагал.

Этап I. МинВоды - Баку
Этот этап будучи самым первым был наиболее продуман заранее. Поскольку планировалось возвращение в Россию через Грузию, я решил оставить регионы к западу от Осетии на конец поездки, а сразу поехать в Чечню и Дагестан.

Первый день был посвящен перелету в Минеральные Воды и осмотру Пятигорска. На следующий день после обеда поехали в Грозный.
Автостоп по Северному Кавказу оказался отличным, особенно в мусульманских регионах (Ингушетия, Чечня). В Грозный приехали ближе к вечеру, поэтому решили ночевать там два дня вместо планировавшегося одного и побольше посмотреть Чечню. На четвертый день выехали автостопом в сторону Махачкалы. Пообедав в Хасавюрте и прогулявшись по Махачкале, ночью приехали на коллективном такси в Дербент, где нам сказочно повезло снять квартиру за 500 рублей.
Пятый день был посвящен осмотру Дербента и переезду в Баку. Переход границы занял больше времени, чем планировалось, в итоге большая часть автостопа до Баку пришлась на темное время суток. К счастью, добрые люди подсказали, где можно дешево переночевать в Баку, так что проблема с жильем в этом очень дорогому городе решилась более-менее удачно.

Этап II. Баку - Тбилиси
Начиная с Баку, определенных планов у меня не было. Хотелось минимизировать количество ночевок в Баку, при этом проведя в городе побольше времени. Приехать рано утром не получилось, поэтому был выбран второй способ экономии на жилье - поездка ночным поездом. Так что проведя 6 и 7 день в Баку, мы уехали во второй по величине город Азербайджана - Гянджу. Посидев с 4 до 7 утра на вокзале, посмотрели город и в районе обеда уехали автостопом в сторону Тбилиси. Переход границы меня пугал (много рассказов о запредельной коррупции таможенников), но проблем не было вообще, и очередей тоже.

В 8 и 9 день ночевали в Тбилиси, в 9 день также ездили в Мцхету (смотреть на красоты) и в Гори (в дом Сталина).

Этап III. Гранд-тур по Армении
Изначально я думал ехать из Тбилиси в Ереван ночным поездом, прежде всего для экономии времени. Но этот план разрушился, так как поезда ходят через день, и в нужный день поезда как раз не было. Поэтому было принято решение проснуться пораньше и ехать в Ереван автостопом. Надо сказать, это было хорошее решение, так как дорога до Еревана через Ноемберян и озеро Севан стоит того.
Я хотел съездить в Нагорный Карабах, а ехать туда из Еревана часов 5-6 (350 километров, больше половины по серпантинам). Конечно, разумно было бы там переночевать, однако здесь вмешались обстоятельства в виде небольшого безобидного приключения с армянской полицией, о котором я расскажу как-нибудь в другой раз. Это приключение заняло вечер 10 дня и часть 11-го, после чего мы еще и не успели съездить в Гегард, ограничившись Эчмиадзином и нормальным осмотром Еревана. В результате мозгового штурма было принято волевое решение: 10, 11 и 12 день гостиницу снимаем в Ереване¸а в Карабах едем одни днем.

Шесть часов туда и шесть часов обратно - однозначно самый безумный day-trip в моей практике, но он удался. Более того, мы почти успели попасть в монастырь Татев, не хватило буквально минут 30 до заката, которые мы провели на трассе возле Шуши, глазея на пустую дорогу, по которой за полчаса проехало три машины. Если бы это был не понедельник, и работала бы канатная дорога, то мы бы успели!
Впрочем, умопомрачительных видов по пути через Ехегнадзор, Вайк, Горис и Бердзор никто не отменял.
13 день начался с посещения одной из главных достопримечательностей Армении - монастыря Гегард и города Гарни. Дальше мы двинули автостопом к грузинской границе возле города Гюмри, осмотрев последний практически из окна машины.

Этап IV. Гранд-тур по Грузии
Когда это путешествие было еще на стадии первых проектов, я не надеялся в сжатые сроки нормально посмотреть Грузию, и полагал, что дело ограничится той частью, что была на этапе II. Но потом я подумал "А что, если?", и понеслась.
Граница с Арменией оказалась в знатной глухомани. Вы будете смеяться, но на выходе с пограничного пункта там даже нет таксистов. Тем не менее, автостопом оттуда уехать удалось сравнительно безболезненно. Однако идея заехать в Вардзию или Боржоми в тот день потерпела крах - к заходу солнца мы только приехали в Ахалцихе, где была заранее (т.е. накануне) забронирована через booking.com гостиница.
План на 14 день был фантастичен. Проснувшись в 6 утра и пофотографировав Ахалцихе, который накануне вечером мы посмотрели без камер, поехали в Вардзию (пещерный монастырь). До городка Хертвиси на трассе добрались легко автостопом. Оттуда надо еще 16 километров ехать вглубь гор в сторону от трассы. Я думал взять такси, благо 16 километров это немного, но меня ждало фиаско. Такси не было ни в Хертвиси, ни у входа в монастырь Вардзия. Поэтому эти 16 километров удалось преодолеть часа за полтора пешком и автостопом на трех (!) машинах. Обратно из Вардзии уехали в Ахалцихе на маршрутке.
Было уже часа 2 (вместо планируемого полудня). 45 километров до Боржоми проехали быстро, погуляли по парку, выпили минеральной водички и двинули в сторону Кутаиси. Я невнимательно смотрел гугл-карты и думал, что Кутаиси ближе, чем оно есть на самом деле. Приехали туда часов в 7, так что времени оставалось фактически на осмотр главной достопримечательность города - храма Баграти. Тут ливанул дождь, промочивший одежду и ботинки насквозь. Когда дождь ослаб, выехали на финальный марш-бросок до Батуми, где после некоторых приключений удалось снять номер и отдохнуть. JustAlmost as planned!

15 и 16 день мы провели, "отдыхая" в Батуми. Позагорать и покупаться не удалось, так как было пасмурно, и накрапывал дождик. Съездили через границу в турецкий городок Хопа (Алена раньше не бывала в Турции), попробовали автостоп в Турции. Вечером 16 дня уехали ночным поездом в Тбилиси.
В 17 день, решив практические проблемы вроде покупки вина, чачи и чурчхелы, выехали в сторону российской границы, остановившись в Степанцминде полюбоваться на горы и военно-грузинскую дорогу.

Этап V. Снова Россия и Южная Осетия

На российской границе большие очереди, таможенники ищут вино, но в остальном проблем нет.
Остатка 17 дня хватило, чтобы съездить из Владикавказа в Ингушетию, большей частью автостопом, хотя там расстояние километров 15.
18 день был посвящен поездке в Южную Осетию. Как и в Карабах, поехали на день, хотя расстояние тут поменьше - всего километров 350 туда-обратно. Автостоп в Южной Осетии по меркам Кавказа не очень - машин мало, и останавливаются не очень часто. Обратный путь занял много времени, зато мы побывали в российской военной части, посмотрели VIP-резиденцию, ну и постояли часик на границе. Кстати, единственный раз, когда допрашивали на границе - на въезде в Россию из Южной Осетии. В итоге решили не ехать в Нальчик, как планировалось, о ночевать опять во Владикавказе.

В Нальчик в итоге вообще не поехали, а двинулись в 19 день сразу автостопом на Эльбрус, который оказался эффектным завершением этой былинной поездки. От подножия Эльбруса с помощью одного такси и двух попутных машин доехали до уже знакомого Пятигорска, на следующий день погуляли там еще немного и вылетели в Москву.

В этой поездке я был в 7 странах (в том числе в двух непризнанных) и сделал 2220 фотографий: 632 в Грузии, 611 в России, 368 в Армении, 362 в Азербайджане, 112 в Южной Осетии, 89 в Нагорном Карабахе и 46 в Турции. Из городов самыми фотогеничными оказались Баку (219 фото), Батуми (164), Тбилиси (158), Ереван (119) и Грозный (107).
Продолжение следует, будет обязательно традиционная рубрика "Цена вопроса"!

Оглавление | Телеграм | Instagram
Tags: armenia, azerbaijan, georgia, nagorno-karabakh, russia, south ossetia

• Болгария: Бургас

Давно хотел съездить в Болгарию и Румынию, так как эти две балканские страны были недостаточно подробно изучены мной во время большой поездки 2014…

• Беларусь: Минск проездом (2021)

— Прекрасная комната, все удобства. И недорого возьму. Пятьдесят рублей в месяц. — Торговаться я не стану, — вежливо сказал Остап, — но вот…

• Бразилия: Витория

Витория - столица редко посещаемого штата Эспириту-Санту. Я слетал туда на один день из Рио-де-Жанейро чисто чтобы посмотреть еще один штат.…

promo juan june 17, 11:00 6
Этой весной я осуществил большую поездку в Бразилию - самую большую страну Южной Америки и одну из крупнейших в мире. Эта страна несомненно заслуживает подробного изучения, как Россия, Китай, Индия или США, поэтому я доволен тем, что смог основательно по ней поездить, даже несмотря на то, что…