worldenddominator (juan) wrote,
worldenddominator
juan

Categories:

Таиланд: цена вопроса

Итак, дамы и господа, сегодня пришло время для очередного поста в рубрике обзоров инфраструктуры и цен в разных странах. Таиланд - как много в этом слове. Я никогда не был в нем раньше, потому что считал, что в этой попсовой стране кроме проституции и пляжных курортов ничего нет. Отчасти это правда: ехать в Таиланд на 1-2 недели в формате, как я делал раньше, довольно бессмысленно - ничего особо выдающегося не увидишь, а еду и атмосферу распробовать не успеешь. Но если приехать на подольше, то неторопливо колесить по стране очень приятно, а если знаешь, как работает система, то и очень дешево.

Бангкок - 9 ночей (2 до отъезда в Москву и 7 после возвращения)
Лопбури - 1 ночь
Аюттхая - 2 ночи
Накхонратчасима - 4 ночи
Накхонпатхом - 1 ночь
Канчанабури - 3 ночи
Хуахин - 2 ночи
Чумпхон - 1 ночь
Пхангнга - 2 ночи
Патонг - 5 ночей


Деньги
$1 = 35 бат. В какой-то момент было 36, и именно в этот момент я и поменял деньги в Бангкоке в Siam Exchange (там самый лучший курс).
Банкоматы выдают приличные суммы, но берут комиссию в районе $5, как и в Камбодже.
Вообще, наверное, правильно говорить "сто батов", а не "сто бат", но сокращать по аналогии со "сто грамм" очень естественно, так что я буду писать "бат". Простите, граммар-наци.

Язык
Тайский алфавит - это нечто. Проведу аналогию. Все, наверное, в курсе, что до 1918 года русская орфография была несколько сложнее, в частности было на четыре буквы больше: i, ять, фита и ижица, хотя эти буквы обозначали те же звуки, что буквы И, Е, Ф, И соответственно. А до Петра I орфография была еще сложнее, использовался изначальный алфавит, придуманный Кириллом и Мефодием тысячу лет назад. Часть букв обозначали звуки, которые исчезли (как ять, который когда-то немного отличался от Е), часть изначально были дублирующими, потому что их взяли из греческого (как ижица). Так вот, тайский алфавит - это как если бы русский алфавит не подвергался этим двум реформам. Бедным тайцам, наверное, непросто научиться писать без ошибок, потому что для одного звука может быть по три-четыре буквы в начале слога, и по шесть-восемь в конце.
В тайском языке есть тоны, но они далеко не так важны, как во вьетнамском или китайском, потому что тайские слова длинные (привет, Накхонратчасима!). Важнее правильно произносить придыхательные согласные и различать долгие и краткие гласные.
В провинции большинство людей не понимает английский (ни в гостиницах, ни в общепите), то есть ситуация в этой сфере мне показалась немного хуже, чем в Камбодже и Вьетнаме, но лучше, чем в Китае. На вокзалах же никаких проблем, даже в небанальных городах выяснить, когда будет автобус несложно.

Жилье
Гостиницы в Таиланде, что называется, hit or miss. Можно попасть в шикарное место, а можно в стремное, за одинаковую цену. В первый день в Бангкоке я приехал поздно вечером и хотел заселиться побыстрее, так что зашел в первое попавшееся место на улице Кхаосан (где сосредоточены бюджетные гостиницы), цена была всего 200 бат ($6), но качество оказалось просто фееричным. За полгода я был весьма избалован в плане качества гостиниц, и если в неприспособленных для туризма странах (типа США) я селился в стремные места за неимением других, то за этот год та тайская гостиница поставила просто рекорд по стремности: еле освещенный "номер" размером, как в Гонконге, с деревянными стенами, покрытыми облупившейся краской, железным тюрменым столиком и койкой даже без одеяла или покрывала. А еще это было прямо рядом с Кхаосан, так что музыка орала, как на дискотеке, всю ночь. Хорошо, что не простудился под вентилятором. На следующий день я провел рекогносцировку и нашел довольно приятное место за 350 бат ($10) с кондиционером. Правда, там была не идеальная звукоизоляция и очень плохой интернет, так что я даже ходил за нормальной скоростью в свою первую гостиницу. В третий раз я нашел за 400 бат местечко с кондиционером, горячим душем и нормальным интернетом (Kawin Place). Что немаловажно в этом районе - с глухими стенами.



В целом по стране с кондиционером номер стоит 300 бат ($8.5), без кондиционера - 200. Если очень поискать, можно найти даже дешевле. Некоторые тайские гостиницы напоминали мне задрипанные мотели из старых фильмов про Америку (такие сейчас можно найти в соседней Мексике), другие удивляли уютом и комфортом. По-моему, ни в одной стране еще я не фотографировал так много гостиничных номеров, возможно, даже сделаю специальный рассказ об этом. Апофеозом стало местечко в городе Патонг - курортной столице самого популярного тайского острова Пхукет. Просторная квартира-студия с кондиционером, холодильником, горячим душем, интернетом - всего за 240 бат в день! Это сразу реабилитировало Таиланд за все прошлые косяки. Палю годноту: называется просто "The Guesthouse". Правда, в январе этот же номер стоит в пять раз дороже, 1200 бат, так что мораль очень простая: не ездите на тайские курорты в сезон, который длится с ноября по февраль.

Транспорт
Я предпочитал передвигаться на поездах, когда была такая возможность. Во-первых, поезда удобнее автобусов, в них не укачивает, можно даже работать. Во-вторых, железнодорожные вокзалы везде расположены в центра города, а автобусные - почти всегда где-то на выселках, куда добираться неудобно. В-третьих, поезда класса Ordinary просто сказочно дешевы: один час (в среднем 50 километров) пути стоят около 10 бат ($0.3). Например, китайские нескоростные поезда раза в три дороже, а в Китае я совсем не жаловался на стоимость проезда! Есть еще поезда классов Rapid и Express. Насколько я понял, на Rapid билет в сидячий вагон стоит на 50 бат дороже, чем в Ordinary, независимо от расстояния. На экспрессах ни разу не ездил. Кажется, там сидячие места в вагонах с кондиционером. Помимо сидячих вагонов есть еще плацкарты и купе, плацкарт несколько дешевле самого дорогого VIP-автобуса, купе (на двух человек) несколько дороже. Самые дешевые поезда не ездят через всю страну, но между соседними крупными городами они есть, так что с остановками можно доехать из Чиангмая в Малайзию на таком поезде.
Есть несколько веток, все начинаются в Бангкоке. Ветка на север в Чиангмая. Две ветки на северо-восток: до Нонгкхай на границе с Лаосом и в Убонратчатхани. На восток есть поезда в Араньяпратхет на камбоджийской границе и в Паттайю (один поезд в 6 утра, ну очень удобно). На запад в Канчанабури. И на юг через Хуахин, Сураттхани, Хатъяй в Малайзию по двум маршрутам: с запада на Куала-Лумпур и с востока. Поезда, особенно Ordinary, ходят не очень часто, могут быть перерывы по 2-3 часа, так что лучше заранее посмотреть расписание на сайте. Билеты начинают продавать за час до отправления (в экспрессы можно купить и заранее).
Если поезда нет, добро пожаловать в автобус. Автовокзалы очень похожи на российские, даже карта области с маршрутами висит. Обычно с автовокзала ходят автобусы по области и в соседние облцентры, могут также проходить транзитом дальние рейсы. Кроме обычных автобусов (народных, без стекол) есть еще минибасы-маршрутки, они могут базироваться на том же автовокзале, а могут и где-то в другом месте. Система может быть неочевидной. Например, в Накхонпатхоме я хотел уехать в Каначанабури, нашел автовокзал (в кои-то веки он не совсем на задворках), но там автобусов в Канчанабури не было, мне посоветовали идти назад на трассу, идущую через центр города и ловить маршрутку. Первая проходящая мимо маршрутка подвезла меня до станции маршруток километрах в 3 от центра города, откуда уже я доехал куда надо. В городе Ратчабури я хотел с автовокзала уехать в Хуахин или хотя бы в соседний облцентр Пхетчабури, который туда по пути, но автобусов не было, мне посоветовали опять-таки выйти на трассу и ловить проходящую маршрутку на Пхетчабури (там уже я пересел на поезд).
Платить обычно нужно контролеру в автобусе, иногда на автовокзале в офисе выписывают билетик. Цена проезда низкая, примерно 1 бат за километр пути. Один раз я проехал на более дорогом автобусе, из Чумпхона на Пхукет, стоило примерно 1.5 бата за километр. В автобусе был wi-fi, плюс при посадке выдали талон на обед в придорожной столовой.
На Khao San Road и в прочих туристических местах в турфирмах продают автобусные билеты (как во Вьетнаме), цены там гораздо выше, до 3 бат за километр. Например, из Хуахина на Пхукет стоит 1100 бат (ехать весь день) или 1300 (ехать ночью), я же добрался за 100 (поезд до Чумпхона) + 280 (автобус в Пхангнга) + 70 (автобус в Пхукет) = 450 бат. Интересно, что на Khao San аномально низкие цены на автобусы именно в Чиангмай - всего по 300 батов, в то время как в той же фирме билет до Сукхотхая, который находится ровно на дороге в Чиангмай, но гораздо ближе, стоит 600 бат. Насколько я понял, развод в том, что с вас сначала вытрясут немало денег за питание в ресторанах по дороге (а ехать автобус будет специально очень медленно), а перед самым Чиангмаем автобус "сломается", после чего вам придется заплатить таксистам, и вся экономия улетучится.
Что касается городского транспорта, то с этим все не очень хорошо. Все-таки Таиланд - страна третьего мира в том, что касается инфраструктуры; до Китая, как до луны. Городской транспорт есть только в Бангкоке (ну по сути это единственный крупный город в Таиланде), в виде нескольких веток метро, которые игнорируют центральную часть города (однако обслуживают аэропорт, деловой центр и северный автовокзал), общественных паромов по реке и через реку и автобусов. На автобусах без кондиционера проезд стоит всего 6.5 бат, с кондиционером дороже - 13. Автобусы ходят с большими интервалами, если в Китае я знал, что минут за 10 уеду по маршруту, то в Бангкоке можно протупить и 30, и 40 минут, мимо пройдет несколько подряд автобусов не нужного тебе маршрута, а твоего все не будет. Прямо как в России!
В других городах все печально: транспорт в лучшем случае представлен маршрутками без номеров и остановок, примерно такое же днище, как на Филиппинах. Выглядят маршрутки (сонгтхэо) по-другому, по крайней мере, туда не нужно заползать на коленях, можно встать в полный рост.
Такси по счетчику наблюдается только в Бангкоке. Со стоящими на месте таксистами, особенно около Кхаосан, разговаривать бессмысленно. Когда я в первый раз приехал в Бангкок поздно вечером, возле метро мне предложили доехать до Кхаосан за 500 бат! Я сторговал тук-тук за 100, что все равно завышенная цена: днем на такси по счетчику выйдет примерно 60 бат, если без пробок (ехать всего 4 км), с пробками набежит под 90, потому что за стояние в пробках счетчик тоже тикает. Нужно ловить проезжающее такси.

На Пхукете таксисты совсем оборзели, за 6 км от Карона до Патонга требуют 300 бат ($8). На автобусе только с большим крюком через Пхукет-таун. И еще в Кароне совсем нет такси-мотоциклов, на которое я рассчитывал (в Патонге - на каждом углу), так что пришлось идти пешком.
Многие советуют брать в аренду мотоцикл, но я не вижу смысла. Это очень сильно повышает ваши шансы нарваться на неприятности (с нуля до некоторой величины). При этом все города маленькие, пройти пешком их можно насквозь. Если устал - можно взять мототакси, за один раз это будет дешевле, чем стоимость аренды за целый день. Если живешь не в жопе мира, то ехать куда-то нужно далеко не каждый день. За месяц я всего пару раз пользовался такси и нисколько от этого не пострадал.

Еда
На мой взгляд, главная причина приехать в Юго-Восточной Азии именно в Таиланд - это не море, которое такое же, как везде, не древние достопримечательности, которые умеренно интересны, не природа, которая в соседних странах не хуже (особенно в Индонезии и на Филиппинах). Это именно еда. В Таиланде я готов жить в любом городе, даже захолустном, плевать на море, главное, что там есть тайские столовые и рынки. Лучше, чем в Таиланде, только в Китае (потому, что выбор больше).


В основном тайскую еду я потреблял в столовых (мини-ресторанах, как вам больше нравится) похожих на китайские. Во многих меню только на тайском языке (иногда в виде списка из 5-6 блюд на стене, иногда полноценное меню). Я экспериментировал с заказом блюд наугад, и одни раз действительно не повезло: я ткнул в вареные куриные лапки, которые съесть не смог. Обычно приносят супец с лапшой, овощами и разными видами мяса: фаршем, шариками, кусками. Где меню побольше, присутствуют также блюда с жареным рисом или жареной лапшой. Как правило, добавка предлагается на выбор курица, свинина, креветки или кальмары. Цены весьма демократичные: блюдо в таком ресторане стоит 30-40 бат. Порции маленькие, я обычно брал два блюда (в Китае хватало одного, но даже с учетом этого в Китае немного дороже получается). В курортных зонах типа Патонга или Хуахина немного дороже - ближе к 50 за блюдо.


Рестораны за 30-40 бат - самый распространенный вариант. Если смотреть повнимательнее, можно обнаружить рестораны немного подороже, там блюда будут стоит по 60-80 бат, но разнообразие меню будет уже приближаться к китайскому. В такие тоже ходить однозначно стоит.


Наконец, есть заведения для отдыхающих, в которых нереально дорого - тот же самый суп том-ям за 35 бат стоит 180 (прямо как в Европе цена), завтрак "все как вы любите" из двух тостов с джемом и кофе за 150. Особенно много такого добра в Бангкоке на улице Кхаосан, но и там в шаговой доступности можно найти нормальные места, где цены выше обычных процентов на 30, не больше. В такие места ходить не надо, если только вы не стремитесь потратить как можно больше денег.
Все эти рестораны-столовые закрываются относительно рано, поэтому если приехал вечером, то нужно идти на ночной рынок. Там все примерно то же самое, но не всегда можно сесть за столик, часто продают рис/лапшу на вынос в коробочках. Также в ассортименте ночных рынков шашлыки (в.т.ч. из кальмаров) от 5 бат за самый маленький (примерно китайские цены), суши по 5 бат за штуку (каждое 11-е бесплатно), жареная рыба примерно за 100 бат штука.
Если до ночного рынка далеко и лень идти, то на крайняк всегда есть волшебный магазин 7-11. Днем он полезен для охлаждения, потому что там работает кондиционер. А ночью там можно купить закусить чего-нибудь в любое время. Там есть блюда с острым рисом и спагетти за все те же 35-40 бат, можно разогреть в микроволновке.


Для полноты картины добавлю, что в Таиланде есть весьма дорогой Макдак и весьма доступный KFC, где пак с двумя кусками курицы, картошкой и колой стоит 90 бат (неплохая альтернатива, если все остальное закрыто или слишком устал идти до ночного рынка), правда, в Бангкоке и Пхукете цена волшебным образом удваивается.
Свежие элитные морепродукты очень дорогие, например, лобстеры аж 1800 бат за кило (в Китае почти вдвое дешевле), видимо, я не добрался до мест, где их вылавливают и продают по нормальной цене.

Теперь про ритейл. Две основных сети продуктовых супермаркетов: Tesco и Big C. Ассортимент солидный, включает даже импорт из Европы, например, сыр бри прямо из Франции по сумасшедшим ценам. В любом приличном городе хотя бы один из этих супермаркетов есть в шаговой доступности от центра. В Бангкоке в частности с Кхаосан можно дойти до Tesco в китайском квартале или доехать на автобусе до ближайшего метро, где есть и Tesco побольше и Big C.
7-11 практически убил мелкую торговлю чипсами и дошираком, которая так популярна в Китае. Помимо вышеупомянутых блюд для микроволновки, в "севене" я часто покупал холодное кофе за 20 бат, колу по 13 бат за местную или 17 за пепси, печеньки Oreo по 30 бат, прохладительный напиток Slurpee из автомата по 12 бат и мороженое Topten за 15 бат. Мороженое в Таиланде по крайней мере есть (в отличие от Филиппин, Камбоджи, Вьетнама), но выбор все равно очень скудный: всего штук 10 разновидностей. Все "севены" завалены Магнумом по 50 бат, а другие виды могут заканчиваться.
Что интересно, в тайском "севене" очень низкая маржа про сравнению с обычными магазинами шаговой доступности в других странах. Например, печеньки Oreo за 30 бат в супермаркете типа Tesco продаются за 29, в лучшем случае за 28.
Конечно, в ритейле меня интересовали прежде всего фрукты. Тут с рынком конкуренция: что-то дешевле на рынке, что-то в Tesco, надо смотреть. Наступила осень, сезон фруктов закончился, из-за этого найти дурианы и мангостаны очень сложно и цены высокие. Дешевле всего шел лонгконг - от 25 бат за кило. На излете сезона в начале сентября мангостаны в Tesco продавались по 40, потом поднялись до 70 и почти отовсюду пропали. В Патонге в самом большом торговом центре можно купить любые фрукты, но цены почти на все конские: мангостаны по 200 бат, например. На Кхаосан с тележек вам предложат те же мангостаны по 200 бат за пакетик с четырьмя штуками (в Москве их можно купить дешевле в "Азбуке вкуса"). Дурианы в сезон вроде как должны стоить по 50 бат за кило неочищенного, но я нашел только по 80 на рынке в Бангкоке за рекой (недалеко от жд вокзала Thonburi). В Патонге недалеко от дома продавались по 120 за кило, а мне делали небольшую скидку, как постоянному клиенту. Дурианы стоит покупать именно неочищенными, потому что уже готовые куски под полиэтиленовой пленкой получаются раза в два дороже, даже в том же самом месте. Сервис по очистке предоставляют на месте бесплатно.
В конец месяца вдруг понял, что ни разу даже не пробовал тайское пиво или другой алкоголь. Вообще в таком климате совершенно не тянет на спиртное, даже вместо пива всегда приятнее взять смузи. Не понимаю, как некоторые умудряются просаживать на алкоголь много денег. За пивом лучше ехать в Камбоджу, в Таиланде оно гораздо дороже - $1 в магазине, $2 в баре.

Интернет
В большинстве гостиниц есть Wi-fi и работает он достаточно стабильно (в отличие от Камбоджи). Там, где он был, я ни разу не жаловался на скорость. В некоторых гостиницах (особенно в нетуристических городах) Wi-fi может не быть, в этом случае выручает 3G.
Мобильный интернет в Таиланде значительно дороже, чем в Камбодже и Вьетнаме, но лучше тянет скайп. Я пользовался оператором True move, у него тарифы немного ниже. Сим-карта стоит 49 бат, паспорт не спросили. Я купил ее перед отлетом в Москву, а счет пополнил, когда вернулся. Везде продается и рекламируется "туристическая сим-карта" этого оператора, но она очень невыгодна: там дается 1 гигабайт на 2 недели за 400 бат, тогда как по обычному тарифу я получил 1 гигабайт на месяц за 300 бат. Когда трафик заканчивается, интернет не отрубают, а опускают скорость до 128, так что с этим вполне можно жить.
Что еще приятно, вместе с паком интернета бесплатно дается доступ к Wi-fi точкам оператора TrueMove (надо только разобраться, как зарегистрироваться и получить пароль по SMS, лучше загуглить нужную команду). Это самая большая сеть Wi-fi точек, в частности, они есть во всех вездесущих магазинах 7-11.

Развлечения
Я еще не объехал весь Таиланд, поэтому детально про достопримечательности писать не буду. Когда буду считать себя компетентным, то напишу отдельный пост, куда стоит ехать. Пока же будут общие слова.


В Таиланде в разы больше туристов-иностранцев, чем в любой другой стране Азии, и конечно, тайцы не могли не воспользоваться такой популярностью. На практике это означает, что нужно стремиться как можно больше дистанцироваться от основной массы как пакетников, так и бэкпэкеров, иначе это серьезно скажется на ваших затратах. Я уже упоминал выше про заоблачные цены в ресторанах с европейской едой (за этим добро пожаловать в Камбоджу) и туристические автобусы (а вот во Вьетнаме они очень даже хороши по цене и качеству). На Филиппинах поездка на тук-туке обойдется дешевле такси, а в Таиланде - намного дороже, как бы вы ни торговались.
Сюда же можно добавить тот факт, что билеты во все музеи и парки для иностранцев стоят в 5-10 раз дороже. Удивляет не сам факт дискриминации (такое во многих странах есть), а ее масштаб. К счастью, даже десятикратная цена обычно приемлема (100 бат = $3). Единственное место, куда я не пошел именно из-за цены - королевский дворец в Бангкоке (500 бат), вместо этого посетил дворцы в Бангпаине (100 бат) и Накхонпатхоме (50 бат).
У меня была возможность сравнить туристический сервис Таиланда и Вьетнама практически в лабораторных условиях: экскурсия по бухте Халонг vs экскурсия по бухте Пхангнга (в буклетах везде пишут "остров Джеймса Бонда"). Визуально эти два места очень похожи. Сравнение оказалось явно не в пользу Таиланда: "гид" не говорил по-английски, обед состоял из риса с курицей с рынка за 30 бат и бананов, каяком управляешь не сам (во Вьетнаме эта часть была гораздо веселее), цена в два раза выше ($35 против $18). А если взять эту экскурсию на Пхукете (а не в ближайшем городе Пхангнга), то будет хуже: цена чуть-чуть выше, 3-4 часа минимум уйдет на дорогу, значит увидишь гораздо меньше, плюс людей там набивают в лодки по самое не балуйся.
Но не так уж страшен черт. Если во Вьетнаме и Камбодже уйти с туристической тропы сложно (но в этом нет особой нужды), то в Таиланде это легко, не нужно даже ехать в Накхонратчасиму: достаточно перейти через дорогу в Патонге и пролезть через поле - и вот ты уже в районе, где в кондо живут экспаты, цены магическим образом падают, никто не предлагает поехать на туктуке или купить костюм-тройку, и вообще приятно находиться.


Итоги
Расходы за месяц:

Все деньги ушли на дурианы и прочие вкусняшки. В среднем $25 в день.

В Таиланде еще куча мест осталось: как минимум Паттайя, Удонтхани, Чиангмай, Золотой треугольник, Сукхотхай, остров Самуи (и Full moon party на соседнем Пхангане), Паттани и крайний юг. Так что до скорой встречи, Таиланд!

В прошлых сериях:
Камбоджа, Вьетнам, Гонконг, Тайвань, Филиппины, Южная Корея, Китай,Китай (2), Германия и Польша, Сибирь и Монголия, Кавказ, Соединенные Штаты Америки, Мексика


Оглавление | Телеграм | Instagram
Tags: money, thailand
Subscribe

  • Санкт-Петербург. Кронштадт зимой

    В Кронштадте зимой я еще не бывал. Вода в каналах подмерзает, но лед почему-то желтоватый. Петровский док. Снова…

  • Санкт-Петербург (февраль 2021). Острова

    Как-то за столько времени в Петербурге я ни разу не забредал на острова в северной части Петроградского района. Пришло время исправить это…

  • Санкт-Петербург. Февраль 2021

    Я пять раз был в аэропорту Пулково на прилете, и наконец в первый раз посмотрел на него со стороны вылета (до этого всегда в Москву ездил на…

Buy for 20 tokens
Удивительно тонкий киношный троллинг, в определенный момент фильма у людей появляется стойкое отвращение к нетрадиционным связям, однако возникает оно именно в самом конце, когда ваш мозг буквально вывернут наизнанку. История про нарушение не только личного пространства, но и... (фото: Яндекс…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Санкт-Петербург. Кронштадт зимой

    В Кронштадте зимой я еще не бывал. Вода в каналах подмерзает, но лед почему-то желтоватый. Петровский док. Снова…

  • Санкт-Петербург (февраль 2021). Острова

    Как-то за столько времени в Петербурге я ни разу не забредал на острова в северной части Петроградского района. Пришло время исправить это…

  • Санкт-Петербург. Февраль 2021

    Я пять раз был в аэропорту Пулково на прилете, и наконец в первый раз посмотрел на него со стороны вылета (до этого всегда в Москву ездил на…