worldenddominator (juan) wrote,
worldenddominator
juan

Categories:

Япония - страна, пробившая небеса

Сбылись мечты идиота, и я наконец посетил последнюю значимую страну в восточной Азии, где я раньше не бывал. По традиции, обзор этой интересной и достаточно редко посещаемой россиянами страны.




Токио - 5 ночей
Мацумото - 1 ночь
Нагоя - 1 ночь
Киото - 3 ночи
Осака - 2 ночи
Окаяма - 2 ночи
Хиросима - 2 ночи
Фукуока - 1 ночь
Кагосима - 1 ночь
Токио - 1 ночь

Виза
С 2017 года получение визы в Японию для граждан России резко упростилось. Теперь она не сложнее визы в Китай: надо только билет на самолет и выписку с банковского счета, плюс на один лист набросать маршрут по дням с указанием адресов любых гостиниц (бронировать не требуется). Виза бесплатная. Если ваши билеты меньше, чем на 15 дней, то срок визы будет 15 дней, если больше, то 30. Если уже была виза, могут дать мультивизу на три года. Единственный минус - по-прежнему получить эту визу за границей нельзя, только в России.
До 2017 года нужно было получать визу через турагентство за 8-10 тысяч рублей, и формально нужно было все жилье забронировать заранее и не отменять, из-за этого я посетил целых 106 стран, прежде, чем добраться до Японии.

Деньги
1 доллар = 110 японских иен. Можно еще разделить на 2 и получить примерно рубли. Наличные иены я покупал в России в 2014 году, в Москве не очень сложно найти банк/обменник, где они есть. Платил, как обычно, везде наличными (кроме жилья на airbnb). Автоматы, продающие билеты на метро и поезда, карты не принимают, интернет-кафе тоже.
В Японии есть налог с продаж, как в США, только его ставка всегда фиксированная - 8%. Цены иногда указаны с налогом, иногда без, тогда под большой цифрой без налога будет написана маленькая цифра с налогом. Иногда написано 100 + 税, это значит по факту 108 (100 + налог). На покупки более ~5000 иен можно оформить возврат налога (tax free).

Язык
Здесь для меня языкового барьера не было, потому что японский язык я знаю (не на топовом уровне, но все же). Стандартный японский все знают, так что проблемы с диалектами, которые довольно сильно отличаются, нет.
На транспорте все продублировано на английском даже в глубинке. Товары и ценники - не очень.

Жилье
В Японии РУЛИТ airbnb. За 15-25 долларов можно снять отличную комнату в любом крупном городе. В Хиросиме у меня даже была квартира-студия. Видимо, в Японии проблемно с точки зрения закона сделать мини-отель или хостел (недавно приняли новый закон, де-факто легализовавший airbnb). Я жил в четырех местах по airbnb. В Токио это был частный дом, но, судя по всему, все 8 комнат там сдавались туристам. Хозяина я не видел, нужно просто прийти по адресу, наружная дверь открыта. В Киото это был по виду отель в японском стиле (рёкан), с футоном - матрасом на полу - и котацу - столиком, под которым можно греть ноги. Но без вывески. В Осаке оказался обычный отель, там даже висел на входе ценник - можно было и не бронировать, так я переплатил 10% комиссии airbnb. Вообще в Осаке можно приезжать на станцию Shin-Imamiya, там полно отелей от 1200 иен за сингл, ~2000 за дабл. В других городах подобных районов я не находил, хотя рядом с моим домом в Токио в переулках я наткнулся на пару отелей за ~2200 за ночь с вывесками только на японском. В Хиросиме была квартира студия, но там тоже сдавалось еще штук пять таких же в том же подъезде.
Мое жилье в Киото, около $17 в день:



В городах поменьше такой халявы с airbnb может и не быть. Но тут тоже есть альтернативные варианты. Хостелы в Японии неплохи и напоминают капсульные отели тем, что там кровати занавешиваются. Я в таких останавливался на одну ночь в Фукуоке и Нагое, стоило около 1800 иен. В Окаяме я жил в трушной японской сауне, куда даже не пускали людей с татуировками (в Японии татуировки делают только люди из криминального мира - якудза). Там на верхнем этаже капсульный отель по всем канонам, а внизу онсен (японская баня) и сауна. На стойке висел ценник 3500 за ночь, но я забронировал на agoda.com за 2000.

Наконец, в Мацумото и Кагосиме я ночевал в интернет-кафе. Это специфическая японская фишка, мне кажется, их можно считать своего рода достопримечательностью. В этих кафе оборудованы этакие офисные кубиклы с дверьми, но без потолка. Внутри кресло или матрац, для сна естественно лучше матрац. Внутри компьютер, в общей зоне есть автомат с бесплатными напитками и библиотека с мангой (японскими комиксами). Душ тоже есть, но обычно за отдельную плату 100-300 иен. В принципе, провести там одну ночь вполне нормально, можно сказать, что по удобству это как проехать ночь на поезде в России, только тут есть душ, напитки, манга и быстрый интернет. В Мацумото мне попалось дорогое интернет-кафе (но там вообще с жильем все как-то грустно), там ночь стоила 2500, обычная цена в районе 1700, как было в Кагосиме. Плюс еще 300 нужно заплатить за "клубную карту", если в в заведении в первый раз. Минус интернет кафе в том, что "ночные паки" включаются только вечером, часов с 8, и пак обычно 10 часов, то есть если заселился в 8, то съезжать надо в 6. По обычному дневному тарифу получается дорого - 400-500 иен в час. Также в интернет кафе комнаты не запираются, так что нужно либо не уходить гулять, либо оставлять вещи на свой страх и риск (хотя в Японии проблема воровства остро не стоит), либо оставлять в камере хранения за 100 иен, как я сделал в Кагосиме. На вокзалах, кстати, камеры хранения стандартно стоят 300 иен.

Помимо интернет-кафе можно переночевать в караоке, там тоже отдельные комнаты, но по времени совсем ограничено - обычно ночные паки где-то с 11 вечера до 5-6 утра, а дальше 300-400 иен в час. Я в караоке ходил просто так днем, это прикольно. Помимо песен на японском, есть много на английском, китайском и корейском.

У хостелов, саун и интернет кафе серьезный минус в том, что если путешествовать вдвоем, цена удваивается. При таком раскладе проще найти на airbnb за 30-40 долларов что-нибудь, такие предложения есть везде.
Обычных отелей маловато и ценник на них высокий. Около каждого вокзала есть представитель сети Toyoko inn, там цена где-то от 4-5 тысяч в глуши до 8-9 тысяч в центре Осаки.

Междугородний транспорт
99.9% туристов в Японии покупают проездной JR Pass. Реально не нашел никого, кто бы сделал иначе, ну кроме тех, кто автостопом ездил (а таких очень мало из-за визы). Давайте разберемся, действительно ли это выгодно.
Цена JR pass:
7 дней = 29 тысяч иен
14 дней = 46 тысяч
21 день = 59 тысяч
Мои расходы за три недели составили примерно 300 долларов, то есть по сравнению с пассом на 14 дней (6 дней я был в Токио, их можно вычесть) я сэкономил 35%. Даже если бы я не воспользовался трюком с билетом Seishun 18 (о нем речь пойдет ниже), все равно без пасса получилось бы дешевле долларов на 50. При этом я проделал очень длинный путь, до самого-самого юга, тогда как у большинства маршрут только до Осаки, а это раза в три короче.
Обычно логика такая: билет из Токио в Осаку туда-обратно стоит около 30 тысяч, значит пасс на неделю с такой поездки окупится. Только вот забывают, что это билет на синкансен (скоростной поезд) стоит столько, а вот билет на обычный поезд стоит в два раза дешевле. Да, на обычном поезде ехать часов 8, а не 3, ну так там не через пустыню вроде как ехать, можно и выйти где-нибудь по пути. У меня было всего два переезда длиннее 2 часов, и оба уже на юге после Хиросимы. Это был аргумент номер раз. Аргумент номер два: билет на самолет из Токио в Осаку стоит 40-50 долларов, это гораздо дешевле самого медленного поезда и по времени не сильно дольше синкансена. Для желающих максимально сэкономить есть и еще более дешевый вариант - ночной автобус от 30 долларов (еще и экономия на жилье!). Так что если ваш маршрут включает только Токио, Киото и Осаку:
- хотите дешево - езжайте ночным автобусом
- хотите быстро - летите самолетом
- хотите интересно - езжайте туда медленными поездами через Фудзи и Нагою как минимум, а обратно самолетом.
Локальный поезд


Все поезда делятся на скоростные (синкансен) и обычные. У них разные платформы и иногда даже разные вокзалы. Внутри есть свои подразделения: есть самые быстрые синкансены, которые из Токио до Осаки доезжают за 2 часа без остановок (они, кстати, не включены в JR Pass), есть помедленнее с несколькими остановками. С обычными поездами так же: есть самый медленный со всеми остановками Local (futsuu по-японски), есть побыстрее Rapid/Express (kousoku), есть еще быстрее Limited Express.
В цене есть две составляющие: тариф и стоимость места (у РЖД это называется "плацкарта", посмотрите внимательно на билет, там тоже указано сколько она стоит). Тариф одинаковый для всех поездов от локальных до синкансенов, а вот стоимость резервации мест очень сильно отличается. Самый дешевый вариант это "Unreserved seat", тогда теоретически может быть необходимо и постоять, если попасть в час пик, фиксированное место подороже, и в два раза дороже есть первый класс (Green car). Как резервировать места, я точно не знаю, как минимум это можно сделать в кассах, наверное, у контролеров в поезде тоже можно. Я всегда ездил только на тех поездах, где резервировать места не нужно, и соответственно платится только базовый тариф. Это обычно только Rapid и Local, хотя вот поезд в аэропорт Токио-Нарита вроде как обозначен как Limited Express, но на нем тоже можно. Искать поезда просто: для этого есть сайт http://www.hyperdia.com/en/cgi/en/search.html, нужно оставить там только галочки "Ordinary Train" и "Express".
Если ездить на обычных поездах, алгоритм такой: на вокзале стоят автоматы, над ними висит схема всех ближайших линий, на которой подписано, сколько стоит проезд до каждой станции. В автомате тыкаем на кнопку с нужной ценой, получаем билет. На билете написано название станции отправления и сколько вы заплатили. Проходим через турникет, садимся в поезд. Можно куда-нибудь доехать и пересесть на другой поезд на другой платформе, турникеты есть только на выходе с вокзала. В принципе, так можно проехать хоть тысячу километров с кучей пересадок. На выходе тоже есть турникет, который забирает ваш билет. Если вы проехали дальше, чем было оплачено по билету, около выхода обычно есть автомат, в котором можно доложить недостающую сумму. На мелких станциях в глубинке может не быть турникетов, тогда билеты обычно проверяют на выходе из поезда через первую дверь первого вагона, либо вместо турникетов стоят валидаторы для смарт-карт и будка контролера для тех, у кого бумажный билет.
Почти пустой поезд в глубинке

В Японии есть смарт-карты для проезда, в каждом крупном городе свои, но за последние годы добились впечатляющей взаимозаменяемости. По карте из Токио можно ездить в метро в Фукуоке, и даже можно доехать до Осаки с пересадками, выйти через турникет, и с карты спишутся около 9000 иен причитающихся за проезд. По деньгам, однако, карта почти не дает выгоды. В Токийском метро по PASMO нме было всего несколько иен скидки, на уровне 237 вместо 240, в других городах скидок я не заметил. Лучше брать PASMO, а не SUICA, потому что залог 500 иен и остаток на счете возвращаются полностью, а не за вычетом 220 иен.
Теперь про звездный способ сэкономить. Билет Seishun 18 ticket стоит 11850 иен, и позволяет 5 дней (не обязательно подряд) ездить по всей стране неограниченно на поездах, не платя базовый тариф. То есть если ездить на локальных, где доплачивать за место не надо, получается 2370 иен за день, и ехать можно сколько угодно. По тарифам 2370 это примерно 3 часа пути. Я использовал этот билет на последней части пути от Осаки до Кагосимы, что позволило мне сэкономить около 11000 иен. Подводный камень только один: этот билет действует не всегда, а только во время каникул: 1 марта - 10 апреля, 20 июля - 10 сентября, 10 декабря - 10 января.
Междугородние автобусы стабильно стоят дешевле поездов, они ходят между всеми крупными городами, но удобной единой системы поиска, как Hyperdia для поездов, нет. Можно покупать билеты в интернете, у некоторых крупных компаний есть сайты на английском, у более локальных только на японском. В Токио на автовокзале (станция Синдзюку) билеты продаются в автоматах, выходы на посадку, как в аэропорту, все четко.
В пригородных автобусах интересная система оплаты, о которой стоит рассказать отдельно. Когда заходишь через заднюю дверь, надо взять в специальном автомате бумажку, на которой печатается номер текущей остановки. На выходе через переднюю дверь показываешь его водителю и платишь по тарифу, таблица от какой остановки сколько стоит показана на табло перед лобовым стеклом. Аналогичная система в локальных поездах на мелких линиях, где нет турникетов.


Локальный транспорт
В Токио аж 4 системы, подходящие под определение метро: Tokyo Metro, Toei Metro, Yurikamome и Rinkai. Последние две интересны тем, что только они идут на остров Одайба. Yurikamome это гибрид поезда и автобуса - вроде выглядит как поезд, но едет на колесах не по рельсам, а по дорожке. С него красивые виды. Tokyo Metro и Toei Metro - две системы метро, есть много станций с пересадками, но пересадки не бесплатные: ехать в пределах одной системы дешевле. Традиционно для азиатских стран, цена проезда зависит от расстояния, начинается на Tokyo Metro со 170 иен, от центра до края будет не больше 300. Проездной на Tokyo Metro на 24 часа с момента первого использования стоит 600 иен, так что если вы не собираетесь сидеть все время в одной точке, то именно этот вариант вам нужен. Есть еще за 900 проездной на Tokyo + Toei Metro, но я обошелся Tokyo Metro - у них в два раза больше линий, и во все интересные для туризма места можно доехать, пусть иногда и с небольшими крюками.
Метро в Фукуоке:

Помимо метро есть еще куча пригородных поездов, которые едут в соседние префектуры, фактически давно сросшиеся с Токио. У государственной JR есть еще кольцевая линия по основным районам центрального Токио, которую любят использовать обладатели JR pass. В пригородах множество частных линий, который зачастую дешевле JR. Например, самый дешевый способ добраться в Иокогаму - линия Tokyu Toyoko от станции Сибуя, стоит всего 250 иен против 400 на JR. Самый дешевый способ попасть в аэропорт Нарита на поезде - линия Keisei за 1030 иен до станции Уэно. Есть еще вроде автобус за 900, но он мне был не удобен.
Кроме Токио я ездил на метро в Иокогаме, Нагое, Киото, Осаке и Фукуоке. Цены там чуть-чуть выше, чем в Токио, от 200 где-то начинаются. Из городов, где я был, метро еще есть в Кобе, Хиросиме и Китакюсю (монорельс). Большие системы трамвайных линий есть в Окаяме, Хиросиме, Кумамото, Кагосиме. в остальных городах автобусы. Туристам автобусы актуальны больше всего в Киото, потому что там все достопримечательности находятся по разным окраинам, а метро всего 2 линии. Билет на целый день стоит всего 500 иен, есть удобная карта со всеми маршрутами.


Еда
Японский супермаркет это просто храм еды. Когда я туда заходил, мне хотелось купить ВСЁ. Домой закупил ингридиентов так, что забил весь рюкзак, буду готовить японскую еду. Если готовить возможности нет - не страшно, там куча готовых блюд. Сотни видов о-бенто - это такие коробочки с едой, который японские школьники в аниме едят во время большой перемены, там рис, лапша, овощи, мясо/рыба в разных вариациях с разными соусами. Шашлычки-якитори, салаты, и конечно же, суши и сашими. Если прийти в супермаркет в 9-10 вечера, все это будет продаваться со скидкой 50%, так что цены вам не покажутся высокими даже в сравнении с "Магнитом" и "Пятерочкой". Да и без скидок там не сильно дороже "Перекрестка". Особенно рыба, понятное дело. Во многих супермаркетах после кассы даже стоит микроволновка, чтобы можно было сразу же разогреть.

Единственное, что стоит очень дорого - овощи и фрукты. Как в Южной Корее.
Супермаркеты встречаются довольно часто, но если лень идти далеко, или уже очень поздно, то всегда есть комбини - магазины на углу сетей 7-eleven, Family mart (кто был в Таиланде и Малайзии, знает) и Lawson. Там тоже есть о-бенто, немного дороже, чем в супермаркете, но тоже в пределах 300-500 иен (просто порция поменьше).


Для перекуса днем хороши рисовые шарики и треугольники онигири, они стандартно стоят 100-120 иен (вечером тоже за полцены).
В ресторанах питаться будет существенно дороже, но все же намного меньше, чем в Европе. Суп с лапшой рамен или удон можно найти от 400-500 иен, если очень поискать, ну или взять бизнес-ланч из донбури (рис с мусом и соусом), салата и супа за 800-900 в сети типа Yoshinoya. Что говорить, даже в аэропорту в не самых дешевых на вид заведениях блюдо стоит в пределах 1000-1500 иен.


Интернет
До 2016 года в Японии законодательно было запрещено продавать нерезидентам SIM-карты с возможностью звонков. Сейчас этот закон отменен, и предложения такие начинают появляться. Впрочем, SIM-карты только с доступом в интернет продавались и раньше, сейчас они дешевеют, но все еще остаются дороговатыми. Самое дешевое, что я нашел, была карта IIJMIO, 1 гигабайт на 30 дней за 2450 иен. Забавно, что многие карты со сроком действия всего 14 или даже 7 дней. Типа, кому может прийти в голову приехать в Японию больше, чем на неделю?
Для местных цены в разы ниже, в том же магазине Yodobashi я смотрел буклетик, там цены были порядка 3-5 гигабайт за 1000-1500 иен в месяц.
Бесплатный Wi-fi есть на большинстве железнодорожных станций, станций метро (но не в самих поездах), возле магазинов типа Lawson, в музеях и.т.п. достопримечательностях.

Что посмотреть
Японию часто называют чуть ли не "другой планетой". Не знаю, по мне так другая планета - это США, где все сделано через жопу и даже системы координат другие. Япония - это страна, где все устроено по-человечески и удобно, все продумано для мелочей и понятно любому ребенку. Ну, кое-какие косяки все-таки есть, но в других странах их больше (кроме Швейцарии разве что). Япония - это страна где просто приятно находиться, и что немаловажно, раз этак в пять дешевле, чем в Швейцарии.
Старых городов в Японии осталось намного меньше, чем в Европе, потому что, во-первых, до 20 века все было деревянное, во-вторых, страну конкретно проутюжили во время Второй Мировой. Из камня строили крепости и самурайские замки, но их разрушали целенаправленно еще в 19 веке после реставрации исператорской власти как символ феодализма. В итоге сейчас в Японии осталось 12 целых древних замков, все в удалении от крупных городов, но я таки посетил пять из них. От других сохранились руины и крепостные стены, а во многих городах замки построили с нуля в 1960-е годы, как например в Осаке.
Замок Маругаме:

Замок Мацумото:


Старые города с деревянными домиками тоже найти непросто, нужно покопаться поглубже, но я несколько тоже нашел.
Район Имаи-тё, город Касихара:

Магоме:

Природа очень красивая, большая часть страны ведь горная за пределами перенаселенных Токио и Осаки. Есть еще тропические острова на юге, на которые надо съездить как-нибудь в следующий раз.
Гора Фудзи:

Вулкан Сакурадзима:

Я на острове кроликов:


Мне повезло застать момидзи - японскую "золотую осень", второй по популярности период после весеннего цветения сакуры.




Современные города крутые, ночью сочно выглядит.




Для тех, кто интересуется мангой и аниме, тоже есть, чем заняться.






Итоги
За 20 дней я потратил почти ровно $1000 плюс $487 стоил перелет до Токио и обратно. Самая большая статья расходов это проезд, ну так я и проделал нехилый такой путь.


В целом Япония не особо дорогая страна. Дороже Индии намного, конечно, но с Южной Кореей примерно на одном уровне. Просто Корея маленькая, и там расходы на проезд не так заметны. Я бы поставил Японию по ценам примерно на одну ступень с Испанией. Даже Франция и Италия будут дороже, не говоря про действительно дорогие страны типа Швейцарии, США.


Оглавление | Телеграм | Instagram
Tags: japan, money
Subscribe

  • Бразилия: Сантус

    Город Сантус это ближайший к Сан-Паулу порт и пляж. Ехать туда на автобусе всего чуть больше часа, и это весьма интересная и стоящая поездка.…

  • Бразилия: Сан-Паулу (2021). Часть IV

    Посмотрим на Сан-Паулу с высоты. Поскольку я много раз летал через местные аэропорты, на взлете и посадке временами бывал хороший вид.…

  • Бразилия: Сан-Паулу (2021). Часть III

    В Сан-Паулу я поездил по некоторым районам за пределами центра, но не так много, как в иных больших городах (например в Токио или в Лондоне). В…

promo juan june 17, 11:00 5
Buy for 10 tokens
Этой весной я осуществил большую поездку в Бразилию - самую большую страну Южной Америки и одну из крупнейших в мире. Эта страна несомненно заслуживает подробного изучения, как Россия, Китай, Индия или США, поэтому я доволен тем, что смог основательно по ней поездить, даже несмотря на то, что…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Бразилия: Сантус

    Город Сантус это ближайший к Сан-Паулу порт и пляж. Ехать туда на автобусе всего чуть больше часа, и это весьма интересная и стоящая поездка.…

  • Бразилия: Сан-Паулу (2021). Часть IV

    Посмотрим на Сан-Паулу с высоты. Поскольку я много раз летал через местные аэропорты, на взлете и посадке временами бывал хороший вид.…

  • Бразилия: Сан-Паулу (2021). Часть III

    В Сан-Паулу я поездил по некоторым районам за пределами центра, но не так много, как в иных больших городах (например в Токио или в Лондоне). В…